— так называлась конференция, состоявшаяся в середине июня в здании Российского географического общества. Среди организаторов — РГО, Минэкономразвития и Совет по изучению производительных сил.
Содержательная часть конференции включала шесть основных докладов — два рамочных, представляющих общие проблемы отрасли, и четыре сосредоточенных на конкретных аспектах, так или иначе связанных с заявленной темой влияния размещаемых объектов на экономическое развитие территории.
Ген. директор ИТП «Град» А.Береговских вынуждена констатировать, что процессы совершенствования законодательного и нормативно-правового обеспечения, внедрения новейших методологий и технологий в управление развитием территорий в стране происходят недопустимо медленно. Территориальное планирование оказывается оторванным от стратегического социально-экономического планирования . Она формулирует перечень первоочередных мер, направленных на развитие отрасли, в том числе: пересмотр законодательной и нормативно-правовой базы; нацеленность территориального планирования не только на размещение инфраструктурных объектов, но и увязка его с жилищной и инвестиционной политикой; переход к цифровому управлению и планированию; обеспечение возможности объединения генплана, ППТ и ПЗЗ в один документ и др.
Советник генерального директора НИиПИ градостроительства Московской области Л.Ткаченко предложила содержательный обзор зарубежной практики стратегического и территориального планирования, куда вошли ведущие страны Запада, а также Китай (работа выполнена совместно с проф. Ю.Моисеевым, МАрхИ). Помимо самоуправления среди выявленных докладчиком, в основном на материале Франции, трендов последнего времени: выделение в законодательстве таких территориальных единиц, как метрополии и агломерации; приоритетная оценка земель сельскохозяйственного назначения, а вслед за ними уже урбанистического потенциала; объединение в документах территориального планирования собственно генерального плана, ПЗЗ и ППТ и др.
Объектом внимания зав. сектором Института Генплана г.Москвы Ю.Раева оказываются зональные объекты — федеральные, региональные и местные, являющие собой точки роста территории, требующие особых условий градостроительной деятельности и отсутствующие в документах территориального планирования. Среди выявленных докладчиком проблем современного этапа стратегического и территориального планирования — в Градкодексе не предусмотрена этапность развития ДТП, отсутствуют структуры, обеспечивающие комплексность развития территорий и др.
Зам. генерального директора НИиПИ градостроительства Московской области А.Эпштейн на основании аналитического исследования по 14 документам территориального планирования предлагает ряд мер: уточнение понятийного аппарата — это и объекты федерального, регионального и муниципального значения, и комплексное развитие территории, и КУРТ, и КРТ и пр.; определение возможностей размещения объектов вышестоящего уровня в документах нижележащего уровня; разработка системы показателей оценки возможного влияния размещения объекта на развитие территории и др.
В докладе главного архитектора НИиПИ градостроительства Московской области О.Малиновой предлагается сводный анализ масштабной работы по подготовке документов территориального планирования по Московской области, проведенной институтом за последние три года под ее непосредственным руководством. Выявлены основные дисфункции территориального развития 2000-х — начала 2010-х гг.: от прироста демографических ресурсов в отдельных регионах на 40-45% и наращивания плотности населения и плотности застройки до 700 чел. и 30 тыс. м2 на га до недостаточной обеспеченности объектами социального обслуживания и возникновения феномена сращенности населенных пунктов. Среди основных принципов, которым следует НИиПИ в своей работе: обеспечение сбалансированности развития городских и сельских территорий по целому ряду показателей — от обеспеченности объектами социальной инфраструктуры и рабочими местами до сохранения объектов культурного наследия и природных ландшафтов.
В центре выступления ГАПа НИиПИ градостроительства Московской области А.Антонова — объекты местного, регионального и федерального значения в документах территориального планирования. Он проблематизирует нечеткость понятийного аппарата и приводит сложившуюся развернутую классификацию видов таких объектов. Среди рекомендаций: определение принципиальных подходов к планированию бюджетных объектов с учетом коммерческого сектора, выполняющего те же функции; учет в ДТП не только размещения новых объектов, но и планирование реконструкции, перепрофилирования, консервации или ликвидации существующих объектов; закрепление в документах нижележащего уровня возможности размещения объектов вышестоящего уровня и уточнения их местоположения, вплоть до предложений по корректировке документов вышестоящего уровня.
Убористость и концентрированность мысли выступавших была поддержана в ответной части конференции — в ходе обсуждения докладов. Начальник научно-методического центра ЦНИИП Минстроя Г.Лебединская отметила необходимость актуализации богатого научного опыта, накопленный в различных научно-исследовательских и проектных институтах страны, в частности, возвращения утраченных понятий, таких как демографическая емкость или репродуктивная способность территории. Что касается оценки влияния размещаемых объектов на экономику территории, то следует дифференцировать ее для различных ситуаций — слабо освоенных зон, депрессивных районов, урбанизированных территорий.
Зам. директора Гипрогора В.Трояновский обратил внимание на пару изменчивость-устойчивость в ее преломлении к генплану — самому устойчивому из документов территориального планирования. Как полагает выступающий, он может исполнять роль шлюза между остальными документами терпланирования.
Главный редактор «АВ» Д.Фесенко выстроил эволюционную цепочку внутри профессионального цеха — от провала терпланирования и градостроительства в 1990-е — первой половине 2000-х гг. — к возрождению интереса через деревянную архитектуру и ландшафтный дизайн в конце 2000-х — и переходу эстафетной палочки последовательно к градостроительству и далее к терпланированию в 2010-е. Обращаясь ко дню сегодняшнему, докладчик, развивая тему особого внимания к правоприменительной практике в КНР, заметил, что у нас исполнение всегда являлось больным местом — так, в советское время генпланы выполнялись на 30-70%.
Начальник отдела Департамента планирования территориального развития Минэкономразвития А.Волков указал на междисциплинарный характер обсуждаемой тематики. Необходимы фиксация и учет прозвучавших суждений и предложений, часть из которых впоследствии могла бы перейти в соответствующие законодательные акты.
Завершая конференцию, директор Департамента планирования территориального развития Минэкономразвития А.Елин подчеркнул, что плодотворность итогов следует оценивать в соответствии с ее влиянием на формирование нормативно-правового поля и — в конечном итоге — на развитие территорий. В настоящее время в Департаменте практически завершена работа над Стратегией пространственного развития РФ, и настоящая конференция должна прочертить перспективы последующей работы в области стратегического и территориального планирования, а также консолидировать пул экспертов, сформировавшийся в данной сфере.