Как технологии «умного города» вписались в нашу жизнь и собираются сделать ее еще лучше
Города растут и развиваются с невероятной скоростью: по оценкам ООН, к 2050 году уже две трети жителей планеты будут горожанами. Еще несколько лет назад тщательно продуманная городская среда казалась сюжетом из фильма «Пятый элемент», а уже сегодня мы можем видеть на смартфоне, кто звонит в домофон, знаем, во сколько нужный автобус подъедет к остановке, и получаем онлайн-консультацию врача, находящегося в другой стране. Такие перемены — лишь часть проектов системы «умный город», объем рынка которых в 2019 году превысил в РФ 81 млрд руб. Как городская среда будет меняться в ближайшее время?
Ума палаты
С каждым годом российские города становятся «умнее». Так, по данным Аналитического центра (АЦ) при правительстве РФ, в 2019 году в стране реализовали более 2,5 тыс. решений по проекту «Умный город» на общую сумму более 81 млрд руб. Около 40% из них пришлось на автоматизацию зданий.
Цифровые технологии давно обеспечивают двустороннюю связь между коммунальными службами и жильцами, несмотря на то что ЖКХ кажется на первый взгляд наименее технологичной сферой. Если раньше жители многоэтажек забывали передавать показания счетчиков за электричество, горячую и холодную воду, а в следующем месяце переплачивали за свою забывчивость, то сейчас они могут положиться на «умные» счетчики. Эти приборы сами снимают показания и отправляют данные в коммунальную службу, используя домашний Wi-Fi, мобильный телефон или сим-карту. В результате потребители могут отслеживать расход воды и электричества на сайте и с помощью приложений, а на счетчик даже не смотреть — счет для оплаты будет формироваться автоматически. С 1 июля 2020 года переход на «умные» счетчики стал обязательным, они будут монтироваться бесплатно по мере выхода из строя старых приборов.
«Умный город» начинается с «умного» дома: среди устройств, которые чаще всего устанавливают в квартирах, больше всего распространены сим-карты для различных счетчиков (электрических, водных, газовых), а также системы безопасности, пожаротушения и видеонаблюдения, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.
Одно из решений, которое позволяет контролировать расход ресурсов, разработал «МегаФон». Оно основано на специальном стандарте связи NB-IoT и датчиках, поддерживающих эту технологию. Энергонезависимые датчики можно установить на инфраструктуру счетчиков ЖКХ, сведения о потреблении тепла, электричества и воды будут поступать в защищенную облачную IoT-платформу, а затем в коммунальные службы. К одной базовой станции можно подключить десятки тысяч датчиков NB-IoT, при этом связь будет стабильной и защищенной.
«Операторы будут поставщиками не только связи, но и комплексных решений: они будут бороться за лидерские позиции на этом быстрорастущем рынке»,— отмечает глава «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов.
Другое решение, которое делает жизнь безопаснее и комфортнее,— «умный» домофон, который сам открывает двери. В нескольких городах России такие устройства уже работают: домофон, подключенный к интернету, расскажет жильцам квартиры, кто приходил, пока их не было дома, переведет звонок в дверь или на сотовый телефон, а также сохранит историю всех посещений за три месяца. В будущем в «умных» городах появятся домофоны, которые смогут распознавать лица людей и предотвращать проникновение преступников в жилые дома.
Обращают на себя внимание и системы рационального энергопотребления, в том числе «умного» водоснабжения и отопления, в которых используется тепло от серверов IT-компаний. К примеру, финский дата-центр «Яндекса» помогает отапливать город Мянтсяля. Главная особенность ЦОДа — система охлаждения, построенная без использования промышленных кондиционеров: серверы охлаждаются естественным способом — воздухом с улицы. К дата-центру подведена вода из центральной городской системы, она подается в теплообменники, на которые большими вентиляторами нагнетается теплый воздух, поступающий из серверной зоны. Использование тепла, вырабатываемого серверами, в обогреве жилья или других объектов городской инфраструктуры не ноу-хау «Яндекса». Так, в Голландии оно используется для отопления теплиц и парников. Например, в Цюрихе дата-центр GIB-Services и IBM отапливает бассейн, а в Париже выработанное ЦОДом Telecity тепло используется учеными для воссоздания климатических условий, которые будут теоретически преобладать во Франции к 2050 году.
Транспортировка данных
Каждый мегаполис нуждается в интеллектуальной транспортной системе. Московская заработала к концу 2016 года, она фиксирует нарушения ПДД, управляет светофорами, следит за условиями движения в реальном времени, а также информирует его участников. Сейчас она включает в себя несколько десятков тысяч различных объектов: 40 тыс. светофоров, свыше 3,5 тыс. датчиков движения транспорта, около 2,7 тыс. камер телеобзора, около полусотни метеостанций, а также дорожные табло информации, системы связи и серверного оборудования. Работу всех объектов регулирует многоуровневая система управления. И это, конечно, важнейший элемент «Умного города».
Транспорт — одна из тех областей, где внедряется больше всего новых технологий «Умного города». Расцвет сервисов каршеринга, такси, городских велосипедов и электросамокатов создает в городах более эффективные и безопасные способы передвижения. Так, в автомобилях появляются системы, которые распознают уровень усталости водителей и могут понять, если за рулем находится человек в состоянии алкогольного опьянения.
А в Китае придумали, как превратить такси в датчики для «Умного города». Летом 2020 года исследователи из Университета Карнеги—Меллона вместе с китайской компанией Environmental Thinking установили специальные сенсоры на 146 такси в Шэньчжэне и 19 — в Тяньцзине. Датчики собирали данные о трафике в том или ином районе, в результате помогая таксистам оптимизировать маршрут и получать больше заказов.
В одном российском городе МегаФон оснастил кареты скорой помощи GPS-трекерами. В результате происходит более быстрое реагирование на вызов путем выбора ближайшего экипажа и построения оптимального маршрута для него. Благодаря этому сократилось время ожидания помощи.
Доктор не поедет сквозь снежную равнину
Одна из важнейших сторон городской жизни — качество медицины и ее доступность. Развитие телемедицины могло бы решить множество проблем в здравоохранении в России, учитывая ее огромную территорию и неравномерность заселения. В 2020 году пандемия коронавируса придала новый импульс развитию этой области: многие больницы и частные клиники за несколько недель внедрили сервисы для удаленной консультации своих пациентов, чтобы обезопасить тех от личных контактов.
Современная мода на здоровый образ жизни привела к тому, что кроме фитнес-браслетов, которые определяли уровень физической активности и качество сна, жители городов обзавелись дополнительно медицинскими гаджетами. Например, в мире уже существуют портативные приборы для УЗИ, компактный стетоскоп или датчик для кожи, который измеряет уровень различных ферментов в организме — все эти приборы могут дистанционно передавать врачу информацию о пациенте.
В России есть решения, которые помогают сделать жизнь пациентов комфортнее: они передают информацию об их самочувствии лечащему врачу, даже если пациент находится за сотни километров от больницы. При этом данные человека остаются обезличенными и надежно защищенными. Как это происходит? Медицинские приборы, оснащенные сим-картами, например тонометр или глюкометр, после измерения показателей автоматически передают информацию в облако, где она собирается на платформе интернета медицинских вещей. Клиника предлагает своим пациентам новое решение по мониторингу своего здоровья, а пациенты могут, не выходя из дома, корректировать свою терапию под наблюдением специалистов.
Торговые базы данных
Пандемия поменяла правила работы почти всех отраслей. Торговля, как одна из самых важных в стране, живет теперь по новым законам. Большинство продуктовых сетей довольно быстро сделали основной упор на развитие онлайн-канала продаж, но сами полностью уйти на удаленку они не смогут. У «МегаФона» есть решения, которые позволят обезопасить людей в тех местах, где есть плотный поток покупателей и избежать массового заболевания сотрудников. Тепловизоры измеряют температуру тела людей в потоке. При этом измерение с помощью тепловизора отличается от бесконтактного термометра, который может фиксировать локальное повышение температуры на фоне воспалительных процессов, большей точностью. Видеоаналитика оператора позволяет определять, надеты ли на покупателях и сотрудниках маски.
Решение видеоаналитики, которое включает в себя мобильную связь для камер и специальный софт, также позволяет определить, сколько человек уже находятся в очереди на оплату товаров и нужно ли открывать дополнительные кассы. На основании этой информации можно оптимизировать общее устройство торгового зала.
Вдобавок видеоаналитика поддерживает более сложные функции: решение может определить пол и возраст покупателей с помощью распознавания лиц. Администрация торговой точки затем сможет использовать эту информацию в программах лояльности и рекламных кампаниях магазина.
В США научились снимать другую головную боль сетевых магазинов. В 2019 году в американской сети Wallmart появились «умные» камеры, отслеживающие кражу товаров. Нарушения фиксирует система мониторинга Missed Scan Detection, созданная самим ритейлером, которая базируется на технологии искусственного интеллекта ирландской компании Everseen. Специальные камеры отслеживают, не проходит ли товар мимо сканера на кассах самообслуживания, и сигнализируют, если кто-то попытался забрать товар, не заплатив.
По данным Statista, объем рынка решений «умного города» по всему миру достиг $679,5 млрд в 2020 году, а в 2021 году эта сумма вырастет до $756,6 млрд. Технологии «умного города» уже настолько проникли в повседневную жизнь, что многие люди их не замечают, хотя и отдали множество забот и обязанностей гаджетам, датчикам и интеллектуальным системам.