Архитектурно-градостроительная концепция развития территории бывшего Тракторного завода в г. Волгограде

Город Волгоград;

Общая площадь проектирования – 295 га;

Год проектирования – 2022 г

  1. Функциональное зонирование, объемно-пространственные решения, пешеходные связи:

В качестве основной пространственной идеи принят принцип градостроительной преемственности, основанный на реализованной в 30-х годах ХХ века в границах территории тракторного завода концепции функционально-поточного города. Ключевой градостроительный подход заключается в создании четкой системы основных функциональных «слоев»: жилье-рекреация-обслуживание-места приложения труда. В предлагаемом проектом решении существующий исторический жилой «кластер» с объектами соц-культ быта и парковой зоной  органично включается в общую планированную структуру, где жилая и парковая зона масштабируются, а в качестве мест приложения труда вместо заводских корпусов возникают офисно-деловые и научные центры , а также комплекс фермерских агро-кластеров, расположенных вдоль береговой линии.

Предлагаемая пространственная структура территории предусматривает создание со стороны существующей городской застройки и проспекта В.И. Ленина функционального «буфера-слоя» в виде общественно-деловой зоны, при максимально эффективном соединении существующей городской ткани с планируемой жилой и общественной застройкой, и далее — с рекой.

Планируемые парковые зоны вдоль набережной и активный рельеф, с вписанными в него агро-кластерами, позволяют создать естественный буфер между жилой застройкой и прилегающим непосредственно к береговой линии мощным транспортным коридором «нулевой магистрали», заложенной в генеральном плане развития города. От парковых зон и скверов через планируемую магистраль к берегу перекинуты террасы и мостики, позволяющие обеспечить беспрепятственную связь с водой. На открытых участках магистрали роль буфера выполняют полупрозрачные защитные экраны с дизайнерским оформлением и озеленением.

Композиционным и функциональным центром, доминантой планируемой территории является Общественно-гостиничный центр с примыкающим к нему агро-фуд кортом. Центр расположен в непосредственной близости от воды на оси планируемого пешеходного бульвара, ведущего от исторической Заводской проходной в сторону реки. Пространственная связь с рекой обеспечивается системой террас, а также созданием локальной марины-акватории для швартовки яхт и хаус-ботов.

Для расширения отдельных участков небрежной предлагается использовать существующую бетонную конструкцию берегоукреплений с размещением на ней необходимых опорных элементов для горизонтального настила.

На небольших участках реки рядом с гаванью для яхт предлагается организовать полузакрытые водоемы, ограниченные существующей береговой полосой с одной стороны и пешеходными переходами на точечных опорах с другой. Данные водные пространства могут использоваться летом для спорта, отдыха, безопасного купания (создание специальных водных фильтров в воде вдоль пешеходных мостиков), а зимой – в качестве городских катков.

  1. Транспорт и инженерная инфраструктура

Транспортный каркас г. Волгоград имеет ярко выраженную прямоугольную структуру, обусловленную расположением вдоль по правому берегу р. Волга.

В качестве основного вида общественного транспорта используется экологически чистый скоростной трамвай, проходящий через основные достопримечательности города и обеспечивающий комфортное и надежное сообщение северной и южной части города.

Развитие транспортного каркаса города Волгоград планируется за счет новой транспортной артерии — «0 магистраль», выполняющей помимо транспортной еще и панорамно-видовую функцию, ввиду прохождения вдоль берега р. Волга.

Мероприятия по транспортному обслуживанию территории планируемой жилой застройки поддерживают сложившиеся принципы градостроительного развития города, а также концепцию тракторного завода «функционально-поточный город».

Поддерживая сложившуюся структуру улиц и проездов тракторного завода и улучшая ее за счет строительства системы улиц районного значения, примыкающих к проспекту В.И.Ленина, с устройством парковочных зон, современных и функциональных остановок для общественного транспорта, сети велодорожек и тротуаров и водного транспорта, достигается функционально-планировочная синергия развивающейся территории с внешней городской средой.

Для обслуживания общественным транспортом предлагается продление скоростного трамвая по территории планируемой жилой застройки с устройством остановочных пунктов, привязанных к фокусам тяготения.

Авторский коллектив:

Д. Климов , А. Полищук , А. Климова, Н. Середа, И. Губанова, Ю. Фролов, Д. Тодрия, Р. Алешин, А. Аксенов, Г. Белоконов, И. Смирнова, Е. Зайцева, А. Симонов, Е. Мандич

Премия Всероссийского открытого конкурса на разработку архитектурно-градостроительной концепции развития территории бывшего Тракторного завода в г. Волгограде

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ЭКО-БЕРЕГ- 2022»