ЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ МОГУТ ПОДЧИНЯТЬСЯ ЖЕСТКОМУ ДИКТАТУ, ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ НЕОБХОДИМ ЛИШЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗУПРЕЧНОСТИ И ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Изначально архитектуре отводилась роль не только матери всех искусств и летописи человечества. Ее функциональная значимость ничуть не менее важна, чем известные «прочность, польза, красота». Так считает президент Союза архитекторов России, президент Союза московских архитекторов, народный архитектор РФ Николай Шумаков, который в интервью проекту «О чём говорят здания» оценил уровень отечественной архитектуры, рассказал о современных градостроительных трендах и поделился секретами создания гармоничного пространства.
Влияние архитектуры на развитие личности и самочувствие человека неоспоримо. Об этом много и охотно рассуждают и ученые, и писатели, и общественные деятели. Мне понравилось высказывание Виктора Гюго о том, что зодчество является главной летописью человечества. О чем, по вашему мнению, рассказывает архитектурная летопись в XXI веке?
Прежде всего хочу сказать, что рад новой встрече с Отраслевым журналом «Вестник». Похоже, я теперь постоянно присутствую на его страницах. Это почетно, но и накладывает на меня обязательство не повторяться и не быть скучным для читателей издания. Итак, вы начали с Гюго, с его известной крылатой фразы, и я позволю себе продолжить ее. Так что же сказал дальше великий француз? Цитирую: «Когда груз воспоминаний рода человеческого стал так тяжел и неопределен, что простое летучее слово рисковало утерять его в пути, тогда эти воспоминания были записаны на почве самым явственным, самым прочным и вместе с тем самым естественным способом. Каждое предание было запечатлено в памятнике». Конец цитаты.
Так вот, этим памятником и является зодчество. То есть изначально архитектуре была отведена роль не только матери всех искусств, не только летописи человечества. Ее функциональная значимость ничуть не менее важна, чем известные «прочность, польза, красота».
Что же касается прогнозов на XXI век, надо, чтобы он как минимум закончился. Вот тогда наши потомки дадут оценку архитектуре этого периода. Мы же с вами только в начале этого пути.
И какие градостроительные тренды в начале этого пути можно выделить?
Основные тренды последних десятилетий напрямую связаны со всем цивилизационным развитием. Ну посмотрите. Растет темп жизни — особую значимость приобретают все коммуникационные проекты и транспортная инфраструктура: появляются скоростные магистрали, требуются новые оснащенные всем необходимым ТПУ, развивается «легкое» метро. Значит, первый тренд — современный транспорт и инженерные коммуникации.
Далее. Имея возможность комфортного передвижения, человек получает свободу выбора места проживания и точек приложения труда. Отсюда тренд номер два: слегка подзабытое слово «субурбия» — жилье соответственно запросам в пределах ближайшего пригорода, независимо от близости к центру городов, особенно мегаполисов, где жизнь осложняется суетой и неблагоприятными экологическими условиями.
Ну и третий тренд — нестареющий лозунг неоурбанизма: «Пять минут до всего». Когда вся необходимая инфраструктура обволакивает жилой микрорайон, делая его по-настоящему зоной комфорта, уюта и безопасности, при этом сохраняя полную включенность в деловой и общественный ритм жизни.
Еще одно интересное высказывание принадлежит Фрэнку Ллойду Райту, который говорил, что «каждый большой архитектор — обязательно большой поэт. Он должен быть большим, оригинальным интерпретатором своего времени». Кого из современных российских архитекторов, по вашему мнению, можно назвать большим архитектором?
Что ни вопрос — цитата. Райта уважаю, много читал о нем. Гениальный зодчий, при этом очень корректный и щепетильный в вопросах профессии. Думаю, он никогда не позволил бы себе называть имена современников, разделяя их на больших и не очень. И раз уж мы с вами обмениваемся цитатами великих, напомню еще одно высказывание Райта, которое мне больше по душе. Это одна из его заповедей молодым архитекторам: «Забудьте обо всех архитектурах мира, если не понимаете того, что они были хороши в своем роде и в свое время».
Я уже неоднократно говорил, что у нас много талантливых, выдающихся архитекторов. Каждый период рождает своих кумиров и героев. Просто мы как-то не привыкли в лицо называть ныне живущих гениями. Может, это и плохо, надо при жизни говорить человеку о его достижениях и всем миром гордиться лучшими из лучших. И мы это делаем, по-своему. Совсем недавно, отмечая год 90-летия Союза архитекторов, мы подготовили и выпустили к тридцатому фестивалю «Зодчество» юбилейный каталог «Архитектура России: NOVUS ARTE». В него вошли проекты и постройки архитекторов новой России за последние тридцать лет. Четыреста страниц вместили творчество лишь 53 авторов. А сколько еще в России достойных и талантливых архитекторов! Поэтому у этого каталога будет и второй, и третий том… Сколько понадобится, чтобы показать миру российскую архитектуру во всем ее блеске и великолепии.
Алексей Викторович Щусев считал, что «самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектуре является простота. Простота форм обязывает придавать зданиям прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщали бы необходимую гармонию». Согласны ли вы с этим высказыванием? Либо же простота должна быть присуща не абсолютно всем зданиям, и допустимо появление сложных сооружений в определенном архитектурном контексте? Каково идеальное процентное соотношение простых зданий и сложных конструкций для формирования гармоничного пространства?
Трудно не согласиться с гениальным Щусевым. Но архитектура, как и всякое искусство, многогранна, ее произведения не могут подчиняться жесткому диктату. Точный расчет необходим лишь с точки зрения технологической безупречности и эксплуатационной безопасности.
Если же говорить о пространстве вообще, то, как и в самой жизни, в нем должны находиться и простейшие формы, и сложные организмы. Неслучайно так много внимания уделяется гармонии сосуществования исторических центров городов с необходимыми современными постройками, обеспечивающими целостность архитектурных ансамблей и их функциональную состоятельность. Никакого процентного соотношения — одного на всех — нет и быть не может. Все решает общая стратегия развития конкретных территорий и профессионализм работающих на них архитекторов.
Недавно завершился тридцатый международный архитектурный фестиваль «Зодчество». Какие представленные в его рамках архитектурные практики и концепции можно выделить как наиболее оригинальные и яркие?
Конечно же, мы готовились к юбилейному фестивалю с особой ответственностью. В этот раз «Зодчество» получилось очень насыщенным. Регионы были представлены мощно и разнообразно, архитектурные бюро и студии демонстрировали высочайший уровень владения профессией. По-настоящему азартным и напористым был коллективный стенд «Время молодых» — с креативными инсталляциями, своим видением архитектуры будущего, с собственным творческим манифестом. Так что в оригинальности и яркости состязались все участники.
А вот общий вектор развития, новаторскую сущность архитектуры можно проследить по итогам конкурсной программы и по работам победителей. Это те направления, которые сегодня возглавляют перечень градостроительных задач: комплексное развитие территорий, инновационные технологии и современные технопарки, компактная инфраструктура, рост объектов социального назначения и их высокое качество. Ну и конечно же, авторская архитектура ведущих российских мастеров.
Долгое время все архитектурные и градостроительные события всероссийского масштаба проводились преимущественно в столице. В последние же годы наметилась тенденция их организации в регионах. С чем это связано?
Ответ лежит на поверхности. Не всегда экономическая ситуация позволяет регионам представлять свои работы в Москве на крупных мероприятиях. Даже если это случается, приезжают руководители, ведущие архитекторы, но основная творческая масса специалистов довольствуется информацией на сайтах и отчетами с этих мероприятий. Что в корне неправильно. Поэтому вот уже несколько лет Союз архитекторов заранее составляет план наших базовых фестивалей, обсуждает все возможности с руководителями регионов и проводит их в самых разных городах. Сложно, затратно эмоционально и материально, но крайне необходимо.
Это не просто в город приезжает праздник. В регионе высаживается настоящий творческий десант: лучшие архитектурные мастерские показывают свои проекты и живьем общаются с коллегами, выдающиеся архитекторы дают мастер-классы, что интересно всем, а для молодых является поистине реальной профессиональной школой. Да и просто фестивальная атмосфера создает в городе такой мощный творческий задел на будущее, что все эти душевные и экономические затраты оправданы с точки зрения стратегии совершенствования нашей архитектурной культуры.
Но не стоит забывать, что и сами регионы не дремлют: во многих из них уже давно проходят собственные великолепные архитектурные мероприятия уникальных форматов: «Зодчество в Сибири», «Архигеш» в Кемерово, «АрхИдея» в Екатеринбурге, архитектурные автопробеги в Краснодарском крае… Не поленитесь, сделайте такой подарок читателям: рассказывайте подробно об этих событиях, чтобы страна знала своих архитектурных героев.
Вы часто бываете в разных городах нашей страны. Какие отдельные здания или архитектурные ансамбли произвели на вас наибольшее впечатление? Куда бы вы посоветовали съездить любителям архитектурного туризма?
В любой точке России есть что показать и на что посмотреть. Независимо от размеров города, его возраста или географического положения. Внутренний туризм в силу разных причин сейчас крайне востребован. История и культура есть у каждого небольшого поселка или крупного города. Было бы желание изучить это место, почувствовать его магию, разглядеть зодческое мастерство. И кстати, есть такой опыт: на фестивале «Зодчество в Сибири» уже много лет экскурсию по городу, где проходит фестиваль, для гостей и участников проводят архитекторы, показывая не только исторические места, но и свои реализованные объекты. Это очень интересно и познавательно.
А ехать надо туда, где еще не был: это будоражит ум, развивает мысль и создает нужный фон для творческого поиска. Ведь у всех нас разные вкусы: кому-то ближе ансамбли Петергофа, кому-то — города-заповедники типа Суздаля, или Нижегородский Кремль, или старое Замоскворечье…
Многие эксперты называют эталоном гармоничного градостроительного развития Москву. Разделяете ли вы данную точку зрения? Как бы вы сами оценили уровень градостроительного развития столицы по пятибалльной шкале?
Москва действительно за последние годы приобретает черты эталонного мегаполиса. Но многое еще предстоит сделать. Оценивать город, не имея четкого критерия, задача неблагодарная и некорректная. Слишком много погрешностей. Тем более что само понятие «уровень градостроительного развития» уже весьма относительно. Что мы вкладываем в этот термин, какие признаки могут считаться общими, а какие присущи только данному месту? Тут и география, и климат, и экономика, и миграционные потоки, да мало ли чего…
Но для меня Москва — это всегда твердая пятерка. Ну, может, с маленьким минусом: людей многовато. Знаете, как шутят архитекторы: город сам по себе хорош, еще бы людей и машин не было — совсем благодать…
Для многих Москва ассоциируется прежде всего, с Кремлем Красной площадью, Большим театром. А еще Москва — это Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой, Живописный мост, парк Зарядье, международный деловой центр «Москва-Сити». Эти проекты абсолютно разные, но все они формируют образ столицы. Каким образом удается создавать гармоничное соседство памятников истории и культуры с современными зданиями?
Я бы остановился на Большом театре. Даже еще раньше — на Красной площади. Потому что эти объекты действительно являются глубинным историческим фоном города. Все перечисленное далее создано архитекторами в разные эпохи, на определенных этапах развития зодческого искусства и архитектурной культуры. Есть удачные объекты, которые украшают город, придавая ему более современные черты, но не искажают лица, есть другие, менее благостные примеры. Что об этом говорить, когда город постоянно застраивают люди с разным уровнем общей культуры. Это могут быть профессиональные архитекторы, даже очень хорошие, но не всегда объективно оценивающие свои возможности и свое право на вторжение в уже сформированную среду. Ведь не секрет, что проектировать в «чистом поле» гораздо проще и легче. Ты не связан обязательством действовать сообразно духу места, поддерживая его историю, а порой и усмиряя свои творческие порывы в угоду сложившемуся многовековому ансамблю.
Зато историческая среда заставляет архитектора изучать прошлое, чтобы современные приемы, материалы, внешний декор были скроены если не по лекалам старых мастеров, то хотя бы в едином с ними стиле. Это трудно, но Москва заслуживает того, чтобы ее архитектура вне зависимости от «года выпуска» всегда была качественным примером высокого зодческого искусства.
Если бы перед вами стояла задача создания каталога наиболее удачных проектов современности, с одной стороны, привлекательных с архитектурной точки зрения, а с другой — оптимально функциональных, какие бы объекты вы в него включили в первую очередь?
Самый легкий вопрос с готовым ответом! Смотрите и изучайте первый том нашего каталога «Архитектура России: NOVUS ARTE» (некоторые из зданий, включенных в каталог, представлены в этом материале). Без шуток. Это и будет началом моего ответа. Но только началом. Продолжение, как я уже сказал, следует.
https://vestnikstroy.ru/articles/architecture/nikolay-shumakov-arkhitektura-kak-i-vsyakoe-iskusstvo-mnogogranna-/