В журнале «Градостроительство» (№1 (71) вышла статья к.г.н, советника директора ГАУ МО «НИиПИ градостроительства», советника РААСН Людмилы Яковлевны Ткаченко «Совершенствование системы стратегического территориального планирования во Франции».
Аннотация:
В статье анализируется опыт совершенствования системы стратегического территориального планирования во Франции за последние 20 лет. Подчеркивается возрастающее значение экологических приоритетов во всех документах территориального планирования Франции. Наибольший интерес для российской градостроительной практики представляют особенности правового регулирования развития крупнейших агломераций во Франции.
Ключевые слова: стратегическое и территориальное планирование, Франция, агломерации, метрополии.
Совершенствование системы стратегического территориального планирования во Франции
В XXI веке городские агломерация продолжают претендовать на превращение в основу организации урбанистического пространства, как главный тип расселения населения планеты, где концентрируются все формы жизнедеятельности человека.
Широкое общественное обсуждение проекта федерального Закона «О городских агломерациях», подготовленного в 2020 г. Министерством экономического развития РФ в рамках выполнения плана реализации Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г., еще раз обнажило проблемы правового регулирования градостроительной деятельности в стране.
В России насчитывается более 50 агломераций, в которых сосредоточена почти половина всего населения и примерно 40 % научного и кадрового потенциала страны. Городские агломерации являются одной из важнейших форм территориальной организации экономики, однако их правовой статус, статистический учет и механизмы градостроительного регулирования не определены. Попытки законодательно закрепить само понятие «городская агломерация», а также состав и содержание легитимного документа территориального планирования для таких образований до сих пор вызывают много споров в органах власти и в профессиональном сообществе.
Именно поэтому в настоящее время представляется актуальным для российской практики рассмотреть зарубежный опыт стратегического территориального планирования на примере Франции, где развитию городских агломераций уделяется большое внимание.
Активное регулирование территориального развития во Франции началось с 50-х годов прошлого века, когда в 1954 г. впервые в стране появился Градостроительный кодекс, а в 1956 г. были образованы регионы. За последние 20 лет французская система территориального планирования претерпела значительные изменения, касающиеся как перечня и требований к составу документов, так и процедур их подготовки, согласования и внесения изменений.
Государство остается гарантом соблюдения общественных и политических интересов, особенно при размещении и строительстве крупных инфраструктурных объектов: линий высокоскоростных магистралей, автострад, морских и речных портов, больших аэропортов. Органы государственной власти могут квалифицировать такие проекты, как представляющие общественный интерес (le Projet d’intérêt général — Pig) или национальный интерес (le Projet d’intérêt national).
За последние 15 лет одобрение декретами Государственного совета получили более 50 важнейших проектов на территории страны, среди которых проекты по развитию высокоскоростных железнодорожных магистралей (линий Бордо – Тулуза, Ницца – Италия, Трансальпийская связь Лион – Турин), крупных железных дорог (Париж – Орлеан – Лимож – Тулуза), 5 больших железнодорожных направлений для фрахта, по строительству и реконструкции автомагистралей и аэропортов, 15 «полюсов экономического развития» и др. При этом, все проекты имели обязательную экологическую оценку.
В соответствии с Градостроительным кодексом во Франции (4 ) теперь принимаются Руководящие принципы территориального планирования и устойчивого развития. Они определяют цели и ориентации государства в следующих областях: городское планирование, жилье, транспорт и передвижения, развитие цифровых коммуникаций, экономическое и культурное развитие, общественные пространства, торговля, сохранение естественных, сельскохозяйственных и лесных угодий, ценных местностей и ландшафтов, согласованность «экологической непрерывности», улучшение энергоэффективности и сокращение выбросов парниковых газов (если территория представляет национальный интерес или проблему в одной или нескольких из перечисленных областей).
В структуре правительства Франции образован Генеральный комиссариат по вопросам равенства территорий (le Commissariat général à l’égalité des territoires – CGET). Этот Генеральный комиссариат подчиняется премьер-министру и отвечает за разработку и осуществление национальной политики территориального равенства и обеспечивает координацию деятельности между министерствами. CGET руководит общей реформой городской политики, основанной на законе от 21 февраля 2014 г., и запускает Новую национальную программу обновления городов и создания «советов граждан» в каждом приоритетном квартале муниципалитетов.
Важным инструментом реализации государственной территориальной политики Франции являются плановые контракты между государством и регионами (Les contrats du plan Etat – région – CPER). Контракты с планами государства-региона разрабатываются одновременно для всех регионов и одинаковой продолжительности.
Правительство Франции объявило о новом поколении плановых контрактов между государством и регионами, которые теперь должны быть сосредоточены на 7 приоритетах:
- высшее образование и исследования;
- инновации, будущие сектора и производства будущего;
- широкополосный охват и развитие цифровизации;
- экологический и энергетический переход;
- мультимодальная мобильность;
- обустройство территории,
- занятость.
К государственному финансированию регионов в рамках данных контрактов добавляет свое участие и Европейский Союз, т.к. некоторые из проектов региона подпадают под действие целей региональной политики ЕС и его структурных фондов (1).
Новое административное деление и градостроительная политика Франции. Самой крупной единицей административного деления Франции остается регион. Первая региональная карта Франции появилась еще в 1956 г. и насчитывала 22 региона на материковой части страны и о. Корсики.
Во Франции господствует экономическая концепция развития «полюсов роста» или «регионов – локомотивов», которые создавались, например, на юге страны в противовес доминированию Парижского региона. Именно поэтому появился аэрокосмический комплекс в регионе Юг-Пиренеи в г. Тулузе, ядерный центр в регионе Рона-Альпы в г. Гренобле, портово-промышленный центр в Фос-Марселе и др. Этому во многом способствовали региональные программы ограничительного и стимулирующего характера. Так, например, по отношению к Парижскому столичному региону действовал запрет на строительство новых производств и объектов высшего образования. В то же время из государственного бюджета выделялась финансовая поддержка в виде дотаций, займов, кредитов, налоговых льгот, премий тем предприятиям и фирмам, которые строили или расширяли свои производства в других регионах, создавая там новые рабочие места в промышленности, сфере услуг или научной деятельности.
Региональные реформы во Франции уже давно рассматриваются как инструмент государственной политики по улучшению социально-экономической ситуации в стране. С целью оптимизации бюджетных расходов много лет обсуждался вопрос об укрупнении регионов страны и сокращении их количества. В результате долгих дебатов в Национальном собрании была окончательно принята новая карта Франции, которая вступила в силу с 1 января 2016 г. Территориальная реформа была призвана преобразить территориальную структуру республики на несколько десятилетий вперед и сократить государственные расходы. В результате реформы число регионов внутри европейского континента сократилось с 22 до 13. Были объединены регионы Па-де-Кале с Пикардией, РонаАльпы с Овернью, Бургундия с Франш-Конте; Верхняя Нормандия с Нижней. Бордо стал столицей региона Аквитания – Лимузен – Пуату-Шаранта; а Страсбург — региона Эльзас – Шампань – Арденны – Лотарингия. Пять (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта) Преобразования не коснулись 5 заморских регионов Франции. Территориальная реформа стала крупномасштабным событием в жизни страны. ( 2 ).
Теперь во Франции каждый регион стал иметь численность населения более 2 млн. человек, а долю в ВВП – более 3%. Новые регионы Франции по своим размерам и численности населения стали сопоставимы с территориями земель ФРГ, регионами Италии и Испании, т.е. стали соответствовать европейскому масштабу.
Значительный интерес для отечественной практики градостроительства представляют законы Франции, принятые в последнее десятилетие. В 2010 г. появился закон о «Большом Париже», по которому новое территориальное образование вводилось в действие с января 2016 г. Таким образом впервые была закреплена роль крупнейших агломераций (метрополий), как основных двигателей градостроительного развития и привлекательности территорий (7).
Следующим шагом в этом направлении стал закон от 27 августа 2014 г. о модернизации публичных территориальных действий, который юридически оформил сразу уже 14 метрополий Франции, позже законом от 1 июля 2016 г. к этому списку добавилась и 15-ая метрополия Нанси.
В настоящее время во Франции насчитывается 22 мегаполиса: 19 мегаполисов общего права (Бордо, Брест, Клермон-Ферран, Дижон, Гренобль, Лилль, Мец, Монпелье, Нанси, Нант, Ницца, Орлеан, Ренн, Руан, Сен -Этьен, Страсбург, Тулон, Тулуза и Тур), два мегаполиса с особым статусом: Большой Париж и Экс-Марсель (рис.1). Мегаполис Лион представляет собой особый случай, поскольку он не является межмуниципальным образованием, а имеет свой орган власти с особым статусом с приданием компетенций метрополии и департамента. Все эти нововведения относительно метрополий уже нашли свое отражение в новой редакции Градостроительного Кодекса Франции.
Мегаполис — это самая интегрированная форма межмуниципального сотрудничества. Статус метрополии может получить территория по специальному декрету, если в урбанизированном регионе с численностью населения более 650 тыс. человек несколько территориальных образований с общей численностью населения более 400 тыс. человек захотят объединиться на добровольной основе. Кроме этого метрополиями становятся региональные столицы и центры зон занятости с населением более 400 000 жителей.
В настоящее время во Франции образованные метрополии играют решающую роль в развитии страны, способствуя экономическому, экологическому, градостроительному, образовательному, культурному и социальному планированию своей территории, основанному на солидарности и сбалансированности регионов, а также конкурируют со своими зарубежными партнерами.
Французские мегаполисы в настоящее время концентрируют почти 25 млн.жителей и производят более половины ВВП, в них размещены многие штаб-квартиры международных организаций, крупных университетов или исследовательских, культурных и инновационных центров.
Таблица 1. Основные характеристики метрополий Франции
№№ | Метрополия | Год образования | Количе-ство коммун | Численность населения,
тыс.чел. |
Площадь,
кв.км |
Плотность населения, чел./кв.км | |
1. | Бордо | 2015 | 28 | 791,96 | 578,30 | 1 370 | |
2. | Брест | 2015 | 8 | 209,72 | 218,37 | 960 | |
3. | Клермон -Овернь | 2018 | 21 | 289,82 | 300,60 | 964 | |
4. | Дижон | 2017 | 23 | 253,64 | 240,0 | 1 057 | |
5. | Гренобль -Альпы | 2015 | 49 | 443,12 | 545,50 | 812 | |
6 | Европейский Лиль | 2015 | 95 | 1 174, 27 | 671,90 | 1 748 | |
7. | Мец | 2015 | 44 | 221,19 | 306,0 | 723 | |
8. | Средиземно-морский Монпелье | 2015 | 31 | 472,22 | 421,80 | 1 119 | |
9. | Большой Нанси | 2016 | 20 | 256,77 | 142,30 | 1 804 | |
10. | Нант | 2015 | 24 | 646,52 | 523,35 | 1 235 | |
11. | Ницца- Лазурный берег | 2011 | 49 | 537,99 | 1 465,80 | 367 | |
12. | Орлеан | 2017 | 22 | 286,26 | 334,30 | 856 | |
13. | Ренн | 2015 | 43 | 447,43 | 704,94 | 635 | |
14. | Руан — Нормандия | 2015 | 71 | 489,84 | 663,80 | 738 | |
15. | Сен-Этьенн | 2018 | 53 | 404,32 | 723,50 | 559 | |
16. | Европейский Страсбург | 2015 | 33 | 491,41 | 337,61 | 1 456 | |
17. | Тулон-Прованс-Средиземноморье | 2018 | 12 | 433,22 | 366,40 | 1 182 | |
18. | Тулуза | 2015 | 37 | 762,96 | 458,20 | 1 665 | |
19. | Тур –долина Луары | 2017 | 22 | 293,04 | 389,20 | 753 | |
20. | Акс –Марсель — Прованс | 2016 | 92 | 1 873,71 | 3 149,20 | 595 | |
21. | Большой Париж | 2016 | 131 | 7 057,91 | 814,20 |
8 668 |
|
22. | Лион | 2015 | 59 | 1 355,38 | 533,68 | 2 538 | |
Составлено по данным
https://comersis.com/Les-metropoles-de-France-2021-actualite-4.html
Рис. Метрополии (мегаполисы) Франции
Источник: https://comersis.com/Les-metropoles-de-France-2021-actualite-4.html
Создание и развитие мегаполисов отвечает цели обеспечения французских территорий наиболее экономически динамичной политической и административной структурой европейского уровня, которая позволяет им реагировать на конкретные вызовы.
С этой целью государство заключило около пятнадцати «пактов с метрополиями», чтобы обеспечить их финансирование (1). Мегаполисы представлены на национальном уровне двумя ассоциациями: Городская Франция и Ассамблея сообществ Франции.
Стратегические документы территориального планирования
В Градостроительном кодексе Франции в главе 1 «Общие цели» в статье L101-2 перечислены 8 целей территориального планирования. В соответствии с целями устойчивого развития деятельность государственных органов в области городского планирования должна быть направлена на достижение следующих целей:
- Равновесие между:
а) населением, проживающим в городских и сельских районах;
б) обновлением городов и контролируемым городским развитием, реструктуризацией городских районов, активизацией городских и сельских центров;
в) экономным использованием природных территорий, сохранением районов сельскохозяйственной и лесной деятельности, охраной ценных объектов окружающей среды и природных ландшафтов;
г) сохранением городских комплексов и охраной, консервацией и реставрацией культурного наследия;
д) обеспечением мобильности населения.
- Городское, архитектурное и ландшафтное качество, включая входы и въезды в город.
- Разнообразие городских и сельских функций и социальное многообразие в жилье за счет обеспечения достаточного строительного потенциала для удовлетворения существующих и будущих потребностей во всех видов жилья, объектов экономической, туристической, спортивной, культурной и других видов деятельности, а также торговых и общественных объектов с учетом целей географически сбалансированного распределения занятости, жилья, торговли и услуг, улучшения энергетических показателей, развития электронных коммуникаций, уменьшения автомобильного передвижения и развития альтернативных автомобильному других видов транспортных средств для индивидуального использования.
- Общественная безопасность и здоровье населения.
- Предотвращение предсказуемых природных рисков, рисков в горнодобывающей промышленности, технологических рисков, рисков загрязнения и негативного воздействия всех видов.
- Защита окружающей среды и ландшафтов, сохранение качества воздуха, воды, почвы и недр, природных ресурсов, биоразнообразия, экосистем, зеленых насаждений, а также создание, сохранение и восстановление экологической «непрерывности».
- Борьба с изменением климата и адаптация к этим изменениям, сокращение выбросов парниковых газов, экономия ископаемого топлива, контроль энергопотребления и производство энергии из возобновляемых источников
- Продвижение принципа инклюзивного пространства в городских и сельских районах (4).
Эти цели относятся ко всем без исключения существующим документам территориального планирования вне зависимости от типа и размера территориальной единицы, для которой они разрабатываются (Таблица 1).
С принятием закона «Градостроительная солидарность и возрождение» от 13 декабря 2000 г. и дополнений к нему, отраженных в законе «Градостроительство и жилищное строительство» от 2 июля 2003 г., во Франции наступила эра новых правовых условий регулирования градостроительной деятельности, изменившая всю систему стратегического территориального планирования (5).
Таблица 2. Документы стратегического территориального планирования во Франции
№№ | Наименование документа территориального планирования | Территориальная единица | Срок действия |
1. | Местный градостроительный план | коммуна,
группа коммун |
на 10 -15 лет |
2. | Схема территориального соответствия | метрополии (мегаполисы),
агломерации |
на 20 лет |
3. | Региональная схема планирования, устойчивого развития и равенства территорий | Регионы | на 20 лет |
4. | Генеральная схема региона Иль-де-Франс | Регион Иль-де-Франс | на 20 лет |
5. | Схемы развития высшего образования и исследований; культуры, здравоохранения, спорта, информатизации и коммуникаций, пассажирского и грузового транспорта, энергетики, сохранения природных и сельских территорий | страна в целом | на 20 лет |
Источник: Градостроительный кодекс Франции (4)
В Градостроительном кодексе подчеркивается, что территория является общим достоянием нации, а органы государственной власти являются руководителями и гарантами развития территорий в рамках своих полномочий. Для достижения поставленных целей согласовываются прогнозы и решения об использовании пространства при взаимном уважении автономии друг друга.
Во Франции законодательно закреплены 5 фундаментальных принципов, которые должны быть отражены в документах территориального планирования: принципы балансов (равновесия), обновления городов, экономного управления земельными ресурсами, социального разнообразия и охраны окружающей среды.
Местный уровня территориального планирования относится к коммуне, самой мелкой единице административного деления Франции. Средняя площадь коммуны обычно не превышает 14 кв. км, а максимальная площадь составляет менее 500 кв. км.
С 2000 г. для коммун вместо планов землепользования законодательно был введен документ под названием «Местный градостроительный план» (Plan local d’Urbanisme – PLU). Он может разрабатываться и для нескольких коммун также на срок 10-15 лет. Следует отметить, что Местный градостроительный план, как документ территориального планирования, имеет те же 8 целей, поименованные главе 1 «Общие цели» в статье L101-2 Градостроительного кодекса Франции.
Градостроительный кодекс Франции определяет также состав и содержание Плана, процедуры его разработки, ревизии и внесения изменений, а также оценки Плана.
Местный градостроительный план включает: Презентационный отчет, Проект устойчивого развития и обустройства территории, Основные направления обустройства территории и программы (для конкретных секторов или кварталов), Регламенты (правила застройки), графические материалы в приложении (4).
Экологические приоритеты были закреплены в требованиях к составу местного градостроительного плана, где теперь особое внимание уделяется развитию и сохранению зеленого и голубого каркасов, а также аграрных ландшафтов (6).
Местный градостроительный план должен быть совместим со следующими документами: Схемой территориального соответствия; Планами городских передвижений; Местными жилищными программами; Ограничениями шумовых зон от аэродромов. В то же время он должен учитывать Территориальный план по климату-воздуху-энергетике и Схемы департаментов по доступу к лесным ресурсам.
Основаниями для пересмотра Плана служат внесения изменений в законодательство и необходимость приведения в соответствие с принятыми позднее вышестоящими документами. Коммуна не принуждается к разработке документа территориального планирования, инициатива всегда исходит от самого образования. При отсутствии документа ограничиваются полномочия коммун по урбанизации определенных зон, а мэр не может выдавать разрешений на строительство.
Коммуны по желанию могут разрабатывать карту муниципального образования, которая включает в себя презентационный отчет и один или несколько графических документов. В приложении к Карте приводятся сервитуты, влияющие на использование земли, которые установлены декретами Государственного совета. Карты имеют упрощенное содержание, на них выделяются зоны с разрешенной застройкой и зоны, где застройка запрещена. После проведения общественного опроса карта муниципального образования одобряется муниципальным советом и префектом (4).
Документом стратегического территориального планирования на уровне агломерации с 2000 г. стала Схема территориального соответствия. Именно в Схеме впервые должен быть обоснован выбор пространственного развития территории и обеспечена координация различных отраслевых документов в области транспорта, торговли, здравоохранения, среды обитания и экономики.
Состав и содержание Схемы территориального соответствия определены Градостроительным кодексом Франции. Содержание Схемы представляется в 3-х частях Презентационный отчет, Проект устойчивого развития и обустройства территории и Документ с основными направлениями и целями. Схема включает большое количество карт и схем, которые иллюстрируют все ее 3 части, а также имеет синтетическую итоговую схему.
Презентационный отчет содержит: объяснение сделанного выбора для разработки проекта устойчивого развития и обустройства территории, а также основные направления и цели. Проводится диагноз развития территории с учетом экономического и демографического (особенно в отношении старения населения) прогнозов. Выявляются сильные и слабые стороны, территориальные диспропорции в жилищном строительстве, развитии транспортной инфраструктуры и сфере услуг. Большое внимание уделяется анализу первоначального состояния окружающей среды, (особенно с точки зрения биоразнообразия); предсказуемым последствиям для окружающей среды в результате реализации Схемы, а также вопросам развития сельского хозяйства и сохранения агрономического потенциала, социального равновесия между обеспеченностью жильем, транспортом и объектами сферы услуг. В докладе определяется качества ландшафтов и архитектурного наследия, а также выделяются пространства, в которых уже в местных городских планах должны анализироваться возможности уплотнения и, или роста урбанизированных территорий. В отчете представляется ретроспективный анализ ежегодного поглощения природных, сельскохозяйственных и лесных участков для развития урбанизированных районов в течение предшествующих утверждению схемы 10 лет, а также обосновываются целевые количественные ограничения этого потребления.
В Проекте устойчивого развития и обустройства устанавливаются цели городского планирования по обеспечению социального равновесия в сфере жилья и строительства социальных объектов, транспорта и передвижений, экономического развития, туризма и культуры, повышению качества ландшафтов, защите природных и лесных территорий, сельского хозяйства, борьбе с разрастанием городов, сохранению и восстановлению экологической непрерывности, предотвращению природных катастроф и т. п.
«Основные направления и цели» – документ, в котором более детально отражаются направления благоустройства территории, позволяющие осуществить проект устойчивого развития. Речь идет об обеспечении защиты сельской местности и природных зон, социального жилищного строительства, миграции населения, охране окружающей среды, размещении коммерческих объектов и др.(3).
Во всех коммунах, расположенных на расстоянии менее, чем 15 км от агломерации с населением более 50 тыс.жителей, ограничиваются права коммун в сфере градостроительной деятельности, если такая Схема не разработана (4).
Законодательство делает обязательным пересмотр схемы территориального соответствия как минимум раз в 10 лет, после чего она или изменяется, или принимается в неизмененном варианте. В случае внесения изменений в Схему требуется проверка на соответствие остальной градостроительной документации (градостроительных планов транспортных коммуникаций, программ местного жилищного строительства, местных градостроительных планов), только таким образом они образуют динамичную и взаимодействующую совокупность документов территориального планирования (4).
С 2016 г. во Франции для регионов разрабатывается Региональная схема планирования, устойчивого развития и равенства территорий (SRADDET), в которой должны определяться региональные цели в отношении:
— развития транспорта (интермодальной мобильности, транспортной инфраструктуры, связанной с пассажирскими и грузовыми перевозками);
— управления энергопотреблением, смягчения последствий изменения климата и контроля загрязнения воздуха;
— охраны и восстановления биоразнообразия на основе идентификации пространств, образующих зеленый и водный каркасы;
— предотвращения образования, переработки и утилизации отходов (5).
В настоящее время регионы Франции только приступили к разработке таких региональных схем. Исключение составляет столичный регион Иль-де-Франс, где в 2013 г. была утверждена своя Генеральная схема, для которой законодательно закреплены другие требования к подготовке и утверждению документа территориального планирования (3).
Выводы.
Под воздействием глобальных вызовов и международной конкуренции система стратегического территориального планирования Франции за последние 20 лет претерпела серьезные изменения, касающиеся видов, состава и содержания документов территориального планирования.
Все документы территориального планирования разрабатываются на долгосрочную перспективу (на 15 – 20 лет) и считаются стратегическими. В отличии от российской практики ни в одном виде документе территориального планирования Франции не содержатся предложения по размещению конкретных объектов, в них не определяется перечень размещаемых объектов какого-либо уровня или значения. В стратегических документах территориального планирования подробно представлены как социально-экономическая, так и экологическая оценка территории с использованием большого массива официальных статистических данных по мелким территориальным единицам, а также результаты специальных исследований, находящиеся в открытом доступе.
Во всех документах стратегического территориального планирования возрастает значение экологических приоритетов долгосрочного развития.
Наибольший интерес для российской градостроительной практики представляет французский опыт правого регулирования развития крупнейших агломераций, которые имеют в соответствии с Градостроительным кодексом собственный документ территориального планирования.
Список использованной литературы:
- Актуальный опыт зарубежных стран по развитию государственных систем стратегического планирования (Часть 1) [Текст] : препринт WP8/2016/04 (ч. 1) / А. В. Клименко, В. А. Королев, Д. Ю. Двинских, Н. А. Рычкова, И. Ю. Сластихина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – (Серия WP8 «Государственное и муниципальное управление»). – 68 с Электронный ресурс –Режим доступа: WP8_2016_04-1.indd
- Захарова М.В. Современный французский регионализм. Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2016. Т. 4, № 3 (15) с.65-69 Электронный ресурс –Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru (Дата обращения 10.06.2021)
- Кузьмин А.В., Ткаченко Л.Я. Москва–Париж: параллели и перпендикуляры территориального планирования // Academia. Архитектура и строительство. — 2020.- № 1. — c. 85-96.
- Code de l‘urbanisme [Электронный ресурс] //legifrance.gouv.fr – Режим доступа : https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006074075&dateTexte=20180411 (Дата обращения: 10.06.2021)
- Les documents de l‘urbanisme et regles generales: [Электронный ресурс] // cohesion-territoires.gouv.fr – Режим доступа: http://www.cohesion-territoires.gouv.fr/publication/le-scot-un-projet-strategique-partage-pour-l-amenagement-durable-d-un-territoire_1368 (Дата обращения 29.05.2021)
- Les collectivites locales [Электронный ресурс] // collectivites-locales.gouv.fr Режим доступа: https://www.collectivites-locales.gouv.fr/documents-durbanisme-et-regles-generales-durbanisme#__RefHeading__106_1390438360 (Дата обращения05.2021)
- Journal Officiel de la République Française — JORF n°0128 du 5 juin 2010 page 10339 texte n° 2010-597 du 3 juin 2010 relative au Grand Paris/. – Режим доступа: //www.journal-officiel.gouv.fr (Дата обращения04.2021)
- Les-metropoles-de-France [Электронный ресурс] //comersis.com Режим доступа: https://comersis.com/Les-metropoles-de-France-2021-actualite-4.html (дата обращения 11.06.2021)