129110, г. Москва, ул. Гиляровского, д.47, стр.3

«В ближайшее десятилетие в Подмосковье площади жилой застройки увеличатся»

В следующее десятилетие активно будут развиваться подмосковные территории в пределах 15–20 км от МКАД. Там будет строиться не только жилье — увеличатся и площади общественных пространств, что должно повлиять на качество жизни, выяснила основатель научно-проектной коллаборации Quite White, директор Института комплексного развития территорий Анна Курбатова. О том, как это будет происходить в Московской агломерации, эксперт рассказала в интервью «Ъ-Дому».

— Вы утверждаете, что в ближайшие 10–15 лет основная активность девелоперов, градостроителей, урбанистов будет сосредоточена в радиусе 15–20 км от МКАД. На чем основана ваша уверенность?

— Мы проанализировали утвержденную в последние три года градостроительную документацию Москвы и Подмосковья, что позволило нам с уверенностью прогнозировать тренды пространственного развития столичной агломерации в ближайшие 10–15 лет. Первый очевидный вывод: наиболее активное развитие ожидается в ближнем поясе Московской агломерации, то есть на территориях, расположенных в 15–20 км вокруг МКАД. Они занимают около 8% площади Подмосковья.

— Но разве в прошлые периоды было иначе?

— Конечно, в прошлые годы основная активность была сосредоточена ближе к Москве. Но сейчас меняются тренды. Изученный объем градостроительной документации дает нам возможность констатировать, что в ближайшее десятилетие в Московской области площадь жилой застройки увеличится на 40%. С одной стороны, в Подмосковье перманентно происходит бум на рынке жилищного строительства, но и в следующие годы мы будем свидетелями развития индивидуального и малоэтажного строительства. Площадь производственных территорий увеличится примерно на 37% и составит 27% в сравнении с территориями с этой функцией в Московской области. Сегодня эта цифра — около 26% по области в целом. Площади общественных зон возрастут наиболее существенно — на 127%. В этом поясе будет сконцентрировано около 47% общественно-деловых зон Подмосковья. Сегодня их доля составляет около 37%. Таким образом, практически не меняется пространственная структура распределения жилой и производственной функции при резком увеличении общественных пространств.

— Как власти могут регулировать этот процесс?

— В Подмосковье практически половина территорий зон нового строительства включена в зоны комплексного устойчивого развития, что позволяет использовать механизмы государственно-муниципального регулирования темпов и условий строительства. В ближайшем поясе Подмосковья, то есть ближе к МКАД, на 2035 год утверждено около 1,3 тыс. зон комплексного устойчивого развития — это примерно 24% всех аналогичных зон, запланированных в Московской области.

— А что будет происходить в Москве?

— По Генплану города до 2035 года ожидается неравномерный рост в зависимости от положения территории в структуре агломерации. Так, например, планом предусмотрены территории для роста населения с 12,2 млн человек (2015 год) до 15 млн, то есть на 23%. При этом за счет строительства в Новой Москве численность населения может увеличиться на 1,7–1,9 млн человек, то есть 68% от общего прироста населения в административных границах Москвы, что связано с большим количеством неосвоенных территорий.

Планы по строительству и реконструкции дорог в первом поясе Московской агломерации

Автомобильные дороги Существующие трассы (км) Проектируемые к 2035 году трассы (в км) Прирост к существующим
Московская область
Местные* 7798 1 890 24%
Региональные 998 931 93%
Федеральные 353 504 142%
Москва
Протяженность улично-дорожной сети 1047 1041 99%

Источник: подсчеты Института комплексного развития территорий.

*Без планируемых к строительству в составе ППТ.

— Рост населения сопряжен с другой проблемой — необходимостью создания рабочих мест. Как этот вопрос учитывается тем же Генпланом Москвы?

— Рост рабочих мест возможен с 6,7 млн, который был зафиксирован в 2015 году, до 9,1 млн, то есть на 36%. При этом неравномерность, характерная для роста населения, сглаживается. В Троицком и Новомосковском административном округе (ТиНАО) количество рабочих мест может возрасти на 1–1,2 млн, что составляет немногим менее 50% прироста рабочих мест в целом по Москве.

Цифры, которые я приводила выше, свидетельствуют о том, что политика Московской области направлена на то, чтобы в ближнем поясе от МКАД был достигнут опережающий рост рабочих мест и общественных пространств по сравнению с ростом населения. Это, скорее всего, приведет к тому, что различия в качестве жизни в новых районах Московской области и Москвы, например в ТиНАО, будут существенно сглажены. Главным фактором при выборе места жительства будет качество транспортного обслуживания и городской среды как комплексного показателя доступности рабочих мест, социальных благ и общественных пространств.

— Не получится ли так, что концентрация рабочих мест в Подмосковье окажется ближе к столице, а в других районах увеличится уровень безработицы?

— Едва ли такой сценарий сейчас просчитан. Опять-таки исходя из планов развития региона, основной рост рабочих мест заложен в срединном поясе Подмосковья. Это, скорее всего, позволит изменить направления транспортных потоков и экономически эффективнее задействовать существующую транспортную инфраструктуру. Центростремительные миграции могут сократиться, поскольку часть нового населения будет перераспределяться в зону ЦКАД и к периферии области вдоль федеральных трасс.

— Какие направления, по вашим прогнозам, будут развиваться наиболее активно?

— Я выделила бы восточное направление Подмосковья — это городские округа Богородский и Балашиха, где ожидается серьезное экономическое развитие. Это связано с изменением существующего баланса, например с сокращением импорта за счет внутреннего производства. Новые производственные площадки как раз могут быть созданы в этих районах. Второй момент — географическая трансформация: московский бизнес переключится с сотрудничества с европейскими рынками на китайский. Как раз с восточного направления и строится логистика с китайскими компаниями — этим могут воспользоваться Балашиха и соседние города. Кроме того, перспективы у этих территорий связаны с текущей реконструкцией транспортной инфраструктуры и планами строительства новой скоростной трассы.

Второе перспективное направление — это юго-восток Подмосковья. Речь идет о таких городах, как Раменское, Жуковский, и Воскресенском районе. Это связано с оживлением заказов в авиастроительной промышленности. Как транспортно-логистический хаб и центр перерабатывающих производств, служащие для обеспечения агломерации продовольствием из южных районов страны, будут развиваться Домодедово и Подольск.

Мегапроектом для всей агломерации является ЦКАД (в совокупности с реконструируемым Малым бетонным кольцом, где действует программа по устранению узких мест, таких как пересечения с железной дорогой). Эта важнейшая транспортная артерия, распределительный центр грузопотока страны соединяет основные трассы за пределами основной нагрузки от маятниковой трудовой миграции населения. При анализе количественных показателей развития транспортной инфраструктуры в различных частях ближнего пояса Московской агломерации становится понятно, что по проектным материалам в нем повсеместно закладывается опережающий рост транспортной сети. При этом основной рост ожидается благодаря строительству региональных и федеральных трасс, что позволит существенно улучшить систему обслуживания общественным транспортом.

 

Коммерсант