129110, г. Москва,ул. Гиляровского, д.47, стр.3

История института

Государственное унитарное предприятие Московской области «Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства» (ГУП МО «НИиПИ градостроительства) образован  14 мая 1974 года.

Создание Института,  специализирующегося в сфере  градостроительства,  было связано с активным  градостроительным  развитием  Московской области  и  значительным объемом жилищного и промышленного строительства.

Основу нового Института составили специалисты  мастерской генеральных планов и инженерных отделов, которые были выделены из состава института «Мосгражданпроект». Некоторые специалисты, пришедшие в момент его создания,  и сейчас продолжают работать в Институте.

ГУП МО «НИиПИ градостроительства»:  первое название – Институт инженерного оборудования и экспериментального проектирования, позднее – Институт Генеральных планов Московской области.

Задачей  Института  была подготовка современных и качественных  градостроительных решений, в том числе:

  • разработка предложений по планировочной и функциональной организации  городов, поселков, районов, территорий сельских поселений Московской области;
  • решение вопросов рационального использования ресурсов, охраны окружающей среды;
  • развитие инженерной и транспортной инфраструктур;
  • сохранение историко-культурного наследия, земель  сельхозназначения и лесных угодий.

Решением Госстроя  СССР Институт  выполнял функции головной проектной организации по разработке проектов районной планировки административных районов, генеральных планов городов и поселков городского типа Московской области.

Первым директором стал Баранов Владимир Михайлович (1974-1978 гг.)

С 1978  по 1999  Институтом  руководил  Вячеслав Мефодьевич Любимов.

В 1978-1987 гг. Институт выполняет разработку всех видов градостроительной документации для районов, городов и сел Московской области (проекты районной планировки, генеральные планы, проекты детальной планировки), отраслевых схем развития инженерных систем, комплексные экспериментальные проекты жилой застройки, проекты объектов рекреации, домов отдыха, санаториев, пионерских лагерей и баз отдыха и т.п.

Важнейшими направлениями деятельности Института в этот период стали: решение стратегических задач охраны окружающей среды, сохранения историко-культурного наследия, развития транспортного обслуживания населения и экономики Московской области.

Любимов Вячеслав Мефодьевич, лауреат премии Совета Министров СССР, Заслуженный строитель Российской Федерации, ветеран труда.

Под его руководством и при его непосредственном участии выполнен Генеральный план развития Москвы и Московской области на период до 2010 года, градостроительный анализ территории Московской области, генеральная схема охраны природы и создания заповедников на территории области,  концепция социально-экономического развития Московской области, размещения малоэтажного строительства в Московском регионе в составе программы «Жилище», Градостроительный кодекс Московской области.

В  Институте был создан специальный отдел охраны окружающей среды, среди специалистов отдела —   выпускники МГУ им. М. В. Ломоносова — географы различной специализации.  Под руководством  начальника отдела Михаила Иезекилевича Карпеля  были выполнены научно-исследовательские работы, заложившие основы эколого-ориентированного развития Московской области. Совместно с институтом Генплана Москвы было разработано  «Положение о пригородных зеленых зонах г. Москвы и городов Московской области».

Карпель Михаил Иезекилевич, кандидат географических наук, авторитетный ученый и практик как в области экологии, так и в градостроительстве.

Итогом работы, обобщающей  15-летней  опыт,  стала «Концепция экологической программы Московской области». Многие положения концепции не утратили актуальности и в настоящее время.

В то же время под руководством главного архитектора института  Георгия Ивановича Кадышева велась системная, стратегическая  работа, направленная на сохранение комплекса культурного наследия региона.

Впервые были разработаны: схема охраны более 6 тысяч объектов культурного наследия Московской области и   схема особо охраняемых историко-культурных и природных территорий Московской области, определены режимы использования этих территорий.

Выполнены генеральные планы всех 22-х исторических городов Московской области. Определены границы исторических поселений Можайск, Сергиев Посад, Волоколамск, Звенигород, Дмитров.

Кадышев Георгий Иванович, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, заслуженный архитектор Российской Федерации, проработал в институте более 40 лет.  Автор более 80 градостроительных проектов, в том числе и тех, что определили правовую защиту исторических территорий и объектов культурного наследия — памятников истории, культуры и архитектуры Московской области.

Институт  участвовал в разработке «знаковых» проектов: к 800-летию города Коломны, к 850-летию города Волоколамска, к Олимпиаде-80, а также крупных проектов зон охраны памятников истории и культуры.

Среди важнейших работ Института:

  • проекты зон охраны объектов культурного наследия федерального значения: Ансамбль Троице-Сергиевой лавры,  «Усадьба Вяземы (Годуновых)», «Усадьба Суханово»,  Ансамбль монастыря «Екатерининская пустынь»;
  • проект по определению границы территории достопримечательного места «Крепость Радонеж 14-15 веков»;
  • проект по определению режимов использования земель и градостроительных регламентов  в  границе  территории достопримечательного места, связанного с ратными подвигами  русского оружия в Отечественной  войне  1812  года в окрестностях села Бородино Московской области».

Институт участвовал в ряде конкурсов Госстроя  СССР. Были разработаны проекты центров городов: Твери (Калинина), Серпухова, Таганрога, Нефтеюганска.

 В   составе Генерального плана развития Московской области на период до 2010 г. Институтом были выполнены схемы генеральных планов всех  73 городов Московской области.

В 1987 г. Институт начал разработку наиболее значимого в этот период проекта — Генерального плана развития Московской области на период до 2010 г.

Работа велась параллельно и согласовано с работой  ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»  над генеральным планом столицы.

После разработки генерального плана Московской области с использованием его материалов Институт подготовил целый ряд востребованных в то время документов: концепцию размещения малоэтажного строительства в Московской области для жителей города Москвы и городов Московской области, предложения по определению границ резервных территорий городов, по стоимостной оценке земли, что было важно в связи с проводившейся земельной реформой начала 90-х годов.

Институт участвовал в подготовке целого ряда нормативных правовых актов и законов Московской области, в подготовке территориальных строительных норм и правил («Порядок предпроектной и проектной подготовки строительства в Московской области», «Планировка и застройка городских и сельских поселений», «Порядок ведения градостроительного кадастра, мониторинга и контроля за застройкой земель Московской области», «Планировка и застройка рекреационных территорий») и др. Разработанные нормативные документы в дальнейшем учитывались при разработке законов Московской области и других областных нормативных правовых документов.

В этот период в Институте было начато применение геоинформационных технологий, внедрены специальные компьютерные программы для расчета транспортных потоков, прогнозирования водного, воздушного и шумового загрязнения, что позволило на качественно новом уровне подходить к разработке генеральных планов. Были выполнены работы по генпланам городов: Павловского Посада, Железнодорожного, Ногинска, Старой Купавны, Красноармейска, Лосино-Петровска, Подольска, Юбилейного и др.

Итоговым документом в этом цикле были «Основные направления градостроительного развития территории районов центральной части Московской области и города Москвы».

Учитывая острую актуальность решения вопросов транспортного узла Подмосковья, Институтом, под руководством главного инженера Светланы Павловны Климовой, были  выполнены  основополагающие работы по развитию дорожно-транспортной сети Московской области.

Разработаны и реализованы: схема развития автомобильных дорог на территории Московской области, схема развития инфраструктуры дорожного сервиса на территории Московской области, проект реконструкции Малого бетонного кольца с разработкой генерального плана прилегающей территории и многие др.

 Выполненный проект генерального плана развития аэропорта Домодедово положил начало ряду работ по развитию авиационного узла Московской области.

Впервые в практике России при разработке генеральных планов городов были внедрены специальные компьютерные программы для расчета транспортных потоков.

С целью обеспечения единого подхода к решению градостроительных проблем на территории региона были разработаны территориальные строительные нормы по организационно-правовому регулированию градостроительной деятельности и планировке и застройке территории Московской области: ТСН МО «Порядок предпроектной и проектной подготовки строительства в Московской области», «Планировка и застройка городов, городских поселений и резервных территорий», «Порядок размещения объектов инфраструктуры Московской области» и др.

Климова Светлана Павловна заслуженный строитель Российской Федерации, почетный работник транспорта России. В системе ГлавАПУ Московской области с 1964 года. С 1992г. по 2001г.- главный инженер Института. Принимала активное участие в разработке первого единого документа «Генеральный план развития г. Москвы и Московской области», а также ряда работ по эколого-градостроительному, социально-экономическому развитию Московской области.

Сегодня главной задачей Института является подготовка документов, обеспечивающих градостроительными средствами рост экономики и качества жизни населения как Московской области в целом, так и отдельных муниципальных образований в её составе.

Институт осуществляет подготовку всех видов градостроительной документации, в том числе документов территориального планирования, документации по планировке территории, проектов зон охраны объектов культурного наследия, схем транспортного обслуживания, архитектурно-градостроительных концепций, градостроительных, историко-культурных и архитектурно-ландшафтных обоснований и др.

В 2000 г. Главархитектура Московской области при активном участии Института начала разработку областной целевой программы «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года». В 2002 году принят Закон Московской области  «Об областной целевой программе «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года».  ГУП МО «НИиПИ градостроительства» был определен   головным исполнителем данной программы.

Реализация областной целевой программы началась в 2003 г. под руководством директора Елизарова Сергея Георгиевича, главного архитектора  – Малиновой Ольги Валентиновны, главного инженера – Рябикова Николая Алексеевича, заместителя директора по науке – Лапшева Павла Ивановича, заместителя директора по экономике градостроительства – Эпштейна Александра Анатольевича.

Под  руководством Николая Алексеевича  Рябикова были  разработаны «Комплексная транспортная схема Московской области» и «Схема развития автомобильных дорог за пределами Московского малого кольца Московской области», документы по территориальному планированию, в том числе «Градостроительное обоснование прохождения трассы Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) Московской области».

Совместно с другими проектными организациями подготовлена документация по планировке территории для строительства и реконструкции Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области (ЦКАД), развитию территорий Московской области, связанных со строительством и реконструкцией ЦКАД, реализацией других крупнейших проектов по развитию транспортной инфраструктуры в Московской области,  разработана федеральная целевая программа по развитию транспортной системы в Центральном федеральном округе.

Институт выполняет значительный объем работ по разработке документации по планировке территории линейных объектов регионального значения.

Специалистами подготовлены:  проект планировки крупнейшего в Московской области производственного и логистического комплекса «Белый Раст», логистического комплекса в Шереметьево, торгово-складских комплексов, жилых районов в «Западном Домодедово», жилого комплекса с ипподромом в Путилково, жилого района Анино в Красногорске, рекреационных объектов вблизи Деденево и Яхромы в Дмитровском районе и многих других объектов. Некоторые из этих проектов как объекты регионального значения были утверждены постановлениями Правительства Московской области.

Совместно с Главархитектурой Московской области Институтом выполнены и утверждены Правительством Московской области проекты документов, определяющих стратегию пространственного развития Московской области, обеспечивающих устойчивое развитие региона:

  • «Основные направления устойчивого градостроительного развития Московской области» (2003 г.);
  • «Схема территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития» (2007 г.);
  • «Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (2016 г.).

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации №2217 выполнены проекты по обоснованию границ и предметов охраны 14-ти из 22-х исторических поселений Московской области.

Институт является основным разработчиком мероприятий в рамках Программы Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2014–2018 годы.

За 2015-2016 годы выполнено около 150 проектов документов территориального планирования муниципальных образований.

Рябиков Николай Алексеевич кандидат технических наук, главный инженер Института с 2004 года.

Николай Алексеевич участвовал в разработке мероприятий программы развития транспортного комплекса и схемы территориального планирования инженерного и транспортного обеспечения Московской области, долгосрочной целевой программы «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года».

За разработку «Схемы территориального планирования Московской области – основных  положений градостроительного развития» Николаю Алексеевичу присуждена премия Губернатора Московской области «за достижения в области архитектуры